Что такое транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Статьи

Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Под системой транспортной безопасности понимается совокупность установленных законодательством мер, направленных на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Распространяется на все виды транспорта:

  • Авиация.
  • Железнодорожный транспорт.
  • Водный транспорт
Что такое транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Система безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в Российской Федерации осуществляется следующими нормативными правовыми актами:

  • Федеральный закон № 16-ФЗ «О безопасности на транспорте», утвержденный 9 февраля 2007 г.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 212 «О порядке подготовки сил ОТБ» от 31 июля 2014 г.
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 231 «О требованиях к знаниям, навыкам и возможностям сил ОТБ» от 1 августа 2014 г;
  • Приказ Министерства транспорта Российской Федерации № 243 «Об утверждении типовых программ обучения» от 8 сентября 2014 г.

По некоторым видам транспорта существуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие в том числе вопросы безопасности.

Состав разделов проектной документации и требования к их содержанию

Особое внимание следует уделить составу проектной документации. Некоторые требования к нему также разделены по категории ОТИ. Особо важные моменты сведены в Таблицу 1.

Таблица 1

ПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫШЛЕННОГО И НЕПРОМЫШЛЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯПРОЕКТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Статья 22.

Подраздел «Технологические решения» раздела 5 должен содержать:

Статья 36.

Раздел 3 «Технологические и конструктивные

решения линейного объекта. Искусственные сооружения» должны содержать:

В ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ
подпункт п(3)) описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О безопасности на транспорте»подпунктом м (1)) описание и обоснование проектных решений при реализации требований, предусмотренных статьей 8 Федерального закона «О безопасности на транспорте»
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.01.2016 № 29 в состав разрабатываемой проектной документации входит текстовая часть, в которой приводятся проектные решения:

а) обеспечить в соответствии с требованиями, установленными частью 1 статьи 8 Федерального закона, недопущение несанкционированного доступа (перемещения) к объектам инфраструктуры для перевозки людей, транспортных средств, грузов, иных материально-технических объектов;

д) предназначенные для обеспечения объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами (устройствами), обеспечивающими взаимодействие сил транспортной охраны объекта транспортной инфраструктуры с силами транспортной охраны других объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, с которыми осуществляется технологическое взаимодействие , а также с уполномоченными зависимостями органов Федеральной службы безопасности, внутренних органов и территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;

ж) предназначенные для обеспечения объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, в том числе обеспечивающими проведение досмотровых мероприятий и их утилизацию;

и) обеспечивать защиту от несанкционированного доступа к техническим средствам обеспечения транспортной безопасности, автоматизированной системе, обеспечивающей сбор, накопление, обработку, хранение и передачу в электронном виде данных от технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
подпункт е) схемы, предусмотренные подпунктами бд, е и з пункта 6 Постановления Правительства РФ от 23.01.2016 № 29подпункт х(1)) схемы, предусмотренной подпунктами бд, е и з пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 23.01.2016 № 29 в состав разрабатываемой проектной документации входит текстовая часть, в которой приводятся проектные решения:

б) определять схемы движения пассажиров, грузов, багажа и других материальных объектов на объекте транспортной инфраструктуры;

в) определяет схемы объекта транспортной инфраструктуры с указанием предполагаемых границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и его частей;

г) определяет компоновку и техническое оснащение в объекте транспортной инфраструктуры специального помещения или части помещения (поста (пункта) контроля транспортной безопасности) для управления техническими средствами транспортной безопасности и силами транспортной безопасности;

е) определяет схемы расположения на объекте транспортной инфраструктуры специальных помещений или частей помещений, участков (КПП (постов) для осуществления пропускного режима, досмотра, досмотра и переосвидетельствования в целях обеспечения транспортной безопасности;

з) определить конструкцию и техническое оснащение автоматизированной системы, обеспечивающей сбор, накопление, обработку, хранение и передачу в электронном виде данных от технических средств обеспечения безопасности перевозок от объекта транспортной инфраструктуры до подразделений уполномоченных органов федеральных служба безопасности, органы внутренних дел и территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Проблемные вопросы реализации требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства категорирование проектируемого объекта транспортной инфраструктуры

Одним из наиболее серьезных и принципиальных вопросов при проектировании ОТИ является определение категории проектируемого ОТИ. Все основные проектные решения должны напрямую зависеть от условной категории АТИ.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 застройщик объекта транспортной инфраструктуры самостоятельно устанавливает предварительную категорию строящегося объекта транспортной инфраструктуры (п. 4 Постановления).

Исходными данными, в соответствии с требованиями Постановления, являются:

  • количество категорий и критерии категоризации, установленные в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности»;
  • информация о рабочем месте на стройке;
  • технические и технологические характеристики проектируемой транспортной инфраструктуры. Количество категорий и критерии отнесения к категории установлены приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62 «О порядке установления уполномоченными органами количества категорий и критериев отнесения к категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области транспортной безопасности» (с изменениями и дополнениями), именуемый в дальнейшем «Приказ.

Приказ устанавливает не более пяти категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного, воздушного, электрического городского наземного, железнодорожного, морского и речного транспорта, метрополитенов, объектов транспортной инфраструктуры автомобильного хозяйства в порядке убывания их значимости: первая, вторая, третья, четвертая, пятый.

Критериями классификации объектов транспортной инфраструктуры являются:

  1. Степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства (далее — АНВ) в деятельность объектов транспортной инфраструктуры в отношении отдельных видов транспорта, которая определяется на основе количественных показателей статистических данных (сведения) об обязательствах и предотвратил акты незаконного вмешательства на территорию Российской Федерации в течение последних 12 месяцев до присвоения категории.
  2. Возможные последствия акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры в отношении отдельных видов транспорта, которые определяются исходя из количественных показателей возможной гибели или телесных повреждений, возможного материального ущерба.

Отсутствуют положения, инструкции, правила получения статистических данных (информации) о совершенных и предотвращенных актах незаконного вмешательства на территории Российской Федерации застройщиком (субъектом транспортной инфраструктуры). Возможность получения такой информации сомнительна…

Приказ определяет зависимость категории ОТИ по количественным показателям от возможного количества погибших или понесших ущерб здоровью и возможного материального и экологического ущерба (показатели приведены в редакции Приказа).

Объектам присвоены категории по количественным показателям возможной гибели или травматизма (табл. 2).

Таблица 2

Вид транспорта/категорияПервыйВторойВ третьихЧетыреПятый
Автомобильный транспортБолее 50от 30 до 50от 10 до 30До 10нет
Дорожные сооруженияБолее 50от 30 до 50от 10 до 30До 10нет
Воздушный транспортБолее 2000От 500 до 2000от 100 до 500от 40 до 100До 40
Железнодорожный транспортБолее 50от 26 до 50от 11 до 25До 10нет
Морской и речной транспортБолее 300от 100 до 300от 25 до 100До 25нет
Городской наземный электротранспортБолее 50от 30 до 50от 10 до 30До 10нет
СтоличныйБолее 100от 50 до 100от 10 до 50До 10нет

Другой вид категории объекта назначается на основании количественных показателей возможного материального и экологического ущерба (табл. 3).

Таблица 3

Вид транспорта/категорияПервыйВторойВ третьихЧетыреПятый
Автомобильный транспортБолее 100 миллионовОт 60 миллионов до 100 миллионовот 20 миллионов до 60 миллионовДо 20 миллионовНет
Дорожные сооруженияБолее 1 миллиардаот 500 миллионов до 1 миллиардаОт 100 миллионов до 500 миллионовДо 100 миллионовНет
Воздушный транспортБолее 500 миллионовОт 250 миллионов до 500 миллионовОт 100 миллионов до 250 миллионовот 10 миллионов до 100 миллионовМенее 10 миллионов
Железнодорожный транспортБолее 100 миллионовОт 50 миллионов до 100 миллионовот 10 миллионов до 50 миллионовМенее 10 миллионовНет
Морской и речной транспортБолее 500 миллионовОт 250 миллионов до 500 миллионовот 20 миллионов до 250 миллионовМенее 20 миллионовНет
Городской наземный электротранспортБолее 100 миллионовОт 60 миллионов до 100 миллионовот 20 миллионов до 60 миллионовДо 20 миллионовНет
СтоличныйБолее 15 миллионовот 15 миллионов до 10 миллионовот 10 миллионов до 5 миллионовДо 5 миллионовНет

Проблема определения категории заключается еще и в том, что Приказ определяет лишь количественные показатели (критерии) возможных последствий акта незаконного вмешательства. Отсутствуют методики, рекомендации по расчету количественных показателей о возможной гибели или ранении, о возможном материальном ущербе в результате акта незаконного вмешательства.

Приказ определяет, что отнесение объекта транспортной инфраструктуры к одной из категорий осуществляется уполномоченным органом в части обеспечения транспортной безопасности. Методика федеральных транспортных агентств по расчету последствий акта незаконного вмешательства не является общедоступной.

Кроме того, ни в Приказе, ни в других нормативных документах не указано, каким образом сведения о месте проведения строительных работ, сведения о технических и технологических характеристиках планируемого объекта транспортной инфраструктуры влияют на категорию объекта.

Поэтому застройщик обязан самостоятельно разработать методику расчета последствий совершенного акта незаконного вмешательства, методику расчета возможного количества погибших (пострадавших), методику расчета возможного материального ущерба от ОТИ и ущерба окружающей природной среде окружающая обстановка.

Предположим, что разработчик совместно с дизайнером разработал такие методики. Застройщиком (субъектом транспортной инфраструктуры) установлена ​​предварительная категория строящегося объекта транспортной инфраструктуры — ТРЕТЬЯ. Строительство ОТИ завершено, компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности «своими» методами определил, что объекту следует присвоить ПЕРВУЮ категорию… И что, опять проектирование, опять реконструкция, опять финансовые затраты?

Для решения этой задачи необходимо, как минимум, разработать модель нарушителя и согласовать ее с Минтрансом России и/или федеральными агентствами по видам транспорта. Вполне очевидно, что последствия АНВ в результате подрыва ВВ мощностью 100 граммов тротила и подрыва ВВ мощностью 10 килограммов тротила будут иметь существенные отличия для ОТИ разных типов виды транспорта

Для установления предварительной категории строящегося ОТИ необходимо разработать модель нарушителя, методику расчета последствий ДТП, методику расчета материального ущерба и др.

Проблемные вопросы разработки проектных решений строящегося объекта транспортной инфраструктуры

Одной из сложностей в вопросе обеспечения транспортной безопасности ОТИ на стадии проектирования является то, что Постановление и иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы транспортной безопасности, содержат лишь общие требования к проектированию. При этом норм проектирования и правил оценки достаточности оснащения ОТИ техническими средствами для обеспечения безопасности перевозок по этим документам нет.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2016 г. № 29 определяет, что проектируемый объект транспортной инфраструктуры должен полностью соответствовать требованиям по обеспечению безопасности движения по видам транспорта, в том числе требованиям по антитеррористической защите объектов (территорий) с учетом уровней безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры.

Исходя из требований Постановления, проектировщик должен определить:

  • конфигурация и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и его частей (секторов);
  • конфигурация и пределы предлагаемых ответственных элементов объекта транспортной инфраструктуры;
  • расположение пунктов (постов) контроля в ОТИ, меры по предотвращению несанкционированного доступа (перемещения) на объект транспортной инфраструктуры людей, транспортных средств, грузов, иных материально-технических объектов, по сути, разработка инструкций по контролю доступа;
  • местонахождение и техническое оснащение поста (пункта) управления транспортной безопасностью;
  • полный состав и расположение технических средств обеспечения транспортной безопасности. Согласно требованиям Постановления, на этапе проектирования необходимо провести полную оценку уязвимости проектируемого объекта.

Разработанный проект объекта транспортной инфраструктуры должен пройти стадию экспертизы. Однако организации, уполномоченные на проведение экспертизы проектной документации, не являются компетентными органами в области транспортной безопасности. Положительное экспертное заключение, полученное на проектную документацию, не является гарантией того, что уполномоченный орган в области транспортной безопасности после завершения строительства не укажет на необходимость введения дополнительных мер по обеспечению транспортной безопасности.

Зачем нужна транспортная безопасность

Система ОТБ позволяет своевременно обнаруживать и предотвращать угрозу незаконного вмешательства в работу государственного транспортного комплекса, тем самым обеспечивая полную безопасность передвижения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния.

Специалист транспортной безопасности: кто это

Согласно п. 7.12 ст. 1 Закона № 16-ФЗ, это лицо, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности перевозок.

Порядок подготовки специалистов ОТБ регламентируется приказами Минтранса, нормативными актами МВД РФ и документами Минобрнауки России. По закону все должны быть сертифицированы.

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Закон № 16-ФЗ установил обязательную аттестацию работников, деятельность которых связана с обеспечением безопасности на транспорте. Другими словами, в список включаются все специалисты, прошедшие или проходящие обучение по ОТБ.

Сертификацию проводят специализированные организации, аккредитованные Федеральным дорожным агентством РФ. Проверочные мероприятия включают в себя:

  • Анализ физической подготовки специалиста по охране труда.
  • Изучение их психофизиологических качеств (моральная устойчивость, внимание, ответственность и др).
  • Проверка достаточности объема знаний, навыков и умений, необходимых для работы в сфере транспортной безопасности.

Для успешного прохождения аттестации и получения сертификата специалист должен пройти качественное обучение. Помните, что от выбора образовательной организации напрямую зависит ваш результат: прием на работу или выход из нее.

Источники
  • https://www.snta.ru/press-center/chto-takoe-transportnaya-bezopasnost/
  • https://vashtvmir.ru/osobennosti-proektirovanija-sistem-bezopasnosti-obektov-transporta/
  • https://TechAutoPort.ru/sistemy-bezopasnosti/aktivnaya/sistema-aktivnoy-bezopasnosti-avtomobilya.html
  • https://carprofy.ru/sistemy-bezopasnosti/sistemy-aktivnoj-i-passivnoj-bezopasnosti-avtomobilya/
  • https://brutals.ru/hobbi/transport/sistemy-passivnoi-bezopasnosti-avtomobilya-opisanie-i-fynkcii/
  • https://www.avtogide.ru/sovremennyie-sistemyi-bezopasnosti-avtomobilya.html

Оцените статью
Колесо ТОП