Оцинковка кузова автомобиля: что такое горячая, гальваническая и холодная, а также таблица и полный список всех популярных моделей и марок

Устройство автомобиля
Содержание
  1. Что такое оцинковка
  2. Технология и виды оцинковки
  3. Горячая
  4. Гальваническая
  5. Холодная
  6. Автомобили с оцинкованным кузовом: полный список
  7. Автомобили российского производства, проходящие оцинковку
  8. Преимущества и недостатки
  9. Процесс гальванической оцинковки металла
  10. Способ оцинкования при помощи «белого порошка»
  11. Основные этапы работ
  12. Активирование металла
  13. Авто с оцинковкой отечественного производства
  14. Как оцинковать деталь автомобиля
  15. Как узнать, проходил ли автомобиль антикоррозийную процедуру обработки цинком
  16. В чём заблуждаются якобы эксперты
  17. Гальваническое цинкование – реальность и выдумки
  18. «Горячая оцинковка» – плод больного воображения
  19. Приготовление раствора для цинкования
  20. Плюсы и минусы способов цинкования
  21. Насколько выгодна оцинковка
  22. Профилактика коррозийного налёта
  23. Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?
  24. Некоторые популярные модели с оцинкованным кузовом
  25. Авто с гальванической оцинковкой
  26. Таблица автомобилей с оцинкованным кузовом и методами обработки
  27. Почему и всегда ли цинк защищает

Что такое оцинковка

В незащищенном металле происходит процесс окисления. Кислород все глубже проникает в металл, постепенно разрушая его. Цинк также окисляется на воздухе, но на поверхности образуется защитная пленка. Эта пленка не допускает проникновения кислорода внутрь, останавливая окисление.

фото 1

Таким образом, оцинкованная основа отлично защищена от коррозии. В зависимости от метода обработки оцинкованный кузов может прослужить до 30 лет.

АвтоВАЗ начал использовать частичную оцинковку кузова только с 1998 года.

Технология и виды оцинковки

Главное условие оцинковки – чистая и ровная поверхность, не подверженная изгибам и ударам. В автомобилестроении применяются различные способы обработки:

  • горячее цинкование (термическое);
  • гальванический;
  • холодный.

Рассмотрим технологию и результат каждого из способов более подробно.

Горячая

Это самый лучший и надежный вид оцинковки. Кузов автомобиля полностью погружен в емкость с расплавленным цинком. Температура жидкости может достигать 500°С. Затем чистый цинк вступает в реакцию с кислородом, образуя на поверхности карбонат цинка, который останавливает коррозию. Цинк покрывает все тело со всех сторон, а также все стыки и швы. Это позволяет автопроизводителям давать гарантию на кузов до 15 лет.

фото 2

В других областях детали, обработанные таким образом, могут служить от 65 до 120 лет. Даже если краска повреждена, ржаветь начинает слой цинка, но не металл. Толщина защитного слоя 15-20 микрон. В промышленности толщина достигает 100 микрон, что делает изделия практически вечными. Кроме того, царапины от горячей обработки, как правило, заживают сами по себе.

Audi первой применила эту технологию в Audi A80. Позже этот метод переняли Volvo, Porsche и другие. Несмотря на высокую стоимость горячего цинкования, метод используется не только на автомобилях премиум-класса, но и на бюджетных моделях. Например, Рено Логан или Форд Фокус.

Гальваническая

При гальваническом методе цинк наносится на металл с помощью электричества. Корпус помещают в емкость с электролитом, содержащим цинк. Этот способ позволяет сэкономить на расходе вещества, так как цинк покрывает металл абсолютно ровным слоем. Толщина слоя цинка при гальваническом способе составляет от 5 до 15 мкм. Производители дают гарантию до 10 лет.

Поскольку гальваника менее защитная, многие производители улучшают качество металла, утолщают слой цинка и добавляют слой грунтовки.

Этот метод используют такие бренды, как Skoda, Mitsubishi, Chevrolet, Toyota, BMW, Volkswagen, Mercedes и некоторые другие.

Холодная

Это простой и недорогой способ защитить кузов от коррозии. Он используется во многих бюджетных моделях, в том числе и в Ладе. В этом случае высокодисперсный цинковый порошок наносится распылением. Содержание цинка в покрытии 90-93%.

фото 3

Холодное цинкование широко применяется китайскими, корейскими и российскими производителями автомобилей. Также часто применяется частичное холодное цинкование, когда обрабатывается только часть деталей или только одна сторона. Тогда коррозия может начаться, например, изнутри, хотя сама машина снаружи выглядит неплохо.

Автомобили с оцинкованным кузовом: полный список

Список оцинкованных кузовов см в таблице ниже.

Автомобили российского производства, проходящие оцинковку

Кузова АвтоВАЗ частично оцинкованы методом горячего цинкования. «Лада Приора последних модификаций лучше оцинкована — на 80-90%. На LadaVesta необработанными остались только пороги, на Xray — потолки. Лада Калина второго поколения окрашена нержавейкой везде, кроме капота, крыши и лонжеронов. «Lada Granta оцинкована по минимуму, только крылья и двери.

УАЗ Хантер, Пикап, Патриот, 23602-груз до 2014 года, частично холодная оцинковка, аналог Вазы. Однако с 2014 года грузовики оцинкованы с обеих сторон и покрыты защитным слоем 9-15 микрон.

С 2009 года автомобили ГАЗ (Газель, Соболь, Сибирь) проходят частичное холодное цинкование. Таким же методом защищается кузов от всех модификаций Газели Некст. Другие модели, представленные сегодня на рынке, представляют собой шпоночные соединения с холодным цинкованием.

Преимущества и недостатки

Оцинковка, несмотря на простоту и надежность, имеет достоинства и недостатки:

  • машина надежно защищена от ржавчины;
  • цинковое покрытие устойчиво к любым погодным условиям и выдерживает значительные
  • механическое повреждение;
  • срок защиты от коррозии в зависимости от способа цинкования и условий эксплуатации составляет от 5 до 30 лет.

Минусы:

  • очень дорогая процедура, требующая определенных навыков и специального оборудования;
  • оцинкованные кузовные детали нельзя обрабатывать или чистить с применением силы;
  • даже при идеальных условиях работы машины цинковый слой постепенно разрушается.
самопогружение в цинковую ванну

Процесс гальванической оцинковки металла

В условиях гаража полностью оцинковать кузов автомобиля сложно, но защитить пороги, крылья, зону номерного знака или убрать жучков вполне реально. Источником цинка могут быть солевые аккумуляторные ящики, цинковые аноды, аккумуляторы и т д.

Как распознать цинк? Поскольку он не намагничен, магнит к нему не притягивается. Кроме того, цинк легко плавится газовой горелкой, так как его температура плавления составляет 419 градусов Цельсия.

Процесс цинкования медленный. Чтобы ускорить процесс, частицы цинка растворяются в ортофосфорной кислоте, которая действует как электролит.

Чтобы быстро растворить цинк в кислоте, нагрейте емкость феном.

Перейдем к практической стороне дела. Для этого используйте ржавую металлическую пластину. Удаляем ржавчину болгаркой с проволочным диском.

В качестве анода используем большую соляную батарею, сняв металлическую крышку, графитовый стержень и полувлажную смесь графита с оксидом марганца, а также соли в качестве электролита.

На одном конце цинковой коробки закрепляем ватный диск кольцевой резинкой, а на другом конце — провод от плюсовой клеммы аккумулятора. Соединяем минусовую клемму аккумулятора с металлом.

Часть незаржавевшего участка металлической пластины заклеивается малярным скотчем для создания четкой границы между оцинкованным участком и частью, не покрытой слоем цинка.
Чтобы не перегружать аккумулятор при гальванической оцинковке, подключаем амперметр со шкалой до 100 А. Если нет тонкого провода, то можно обойтись толстым, вставив в него лампочку.
Набираем в шприц ортофосфорную кислоту с растворенным цинком и пропитываем ватный диск.
Сначала оцинковываем не очищенный от ржавчины участок пластины, которая сначала течет силой тока около 15 А, а затем падает до 2-3 А.

Даже ржавый металл покрыт слоем цинка, который действительно виден. А вот наличие ржавчины ухудшает процесс цинкования, однако при некотором усердии можно добиться хороших результатов.

Снова пропитываем вату электролитом и приступаем к гальванизации чистого участка пластины. Видно, что процесс начинается с меньшей силы тока, чем в предыдущем случае, а затем продолжается с теми же 2-3 А. Даже внешне видно, что качество цинкования чистого металла выше, чем ржавчины.

Для сравнительной оценки степени оцинковки снимаем малярный скотч и убеждаемся в наличии четкой границы между оцинкованной и необработанной поверхностью. Можно подозревать, что разница только из-за действия кислоты, а не аккумулятора.

Давайте установим истину. Для этого отсоедините аккумулятор от аккумулятора. Пропитываем ватный диск электролитом и обрабатываем чистый металл. Мы видим, что ничего не происходит. Снова подключите кабель и подайте напряжение на аккумулятор. Начинаем водить его по металлу и сразу видим, что пошел процесс оцинковки. Через некоторое время граница между двумя металлическими частями исчезает.

Если покрытие темное, то есть ломкое и пористое, то либо медленно водим анод, слишком большой ток, либо в вате нет электролита.

После нанесения цинка тщательно промойте место цинкования водой, чтобы удалить электролит. Также обезжириваем поверхность перед покраской. Это продлит жизнь детали или кузова.

Для более эффективной обработки металла цинком вместо фосфорной кислоты применяют сварочную кислоту. Это разбавленная водой соляная кислота с растворенным в ней цинком. По словам мастеров, цинкование таким составом держится дольше и глубже проникает в поверхность металла. Паяльная кислота продается в магазинах радиотехники в маленьких бутылочках. Его также можно приготовить, разбавив хлорид цинка, белый порошок, продаваемый на вес.

Основные этапы работ

Сначала нужно в крепкую посуду насыпать хлористый цинк, залить дистиллированной водой, чтобы получилась прозрачная жидкость. Необходимо около 2,5 литров на килограмм средства. Можно всю деталь поместить в готовую припойную кислоту, создав гальваническую ванну. Перед началом работы нужно зачистить изделие от ржавчины наждачной бумагой или болгаркой, а затем активировать металл; удалить оксидную пленку с его поверхности.

Активирование металла

При активации плюсовая клемма аккумулятора подключается к детали, минусовая через 20-ваттную лампочку подключается к электроду (железный болт, обернутый хлопчатобумажной тряпкой и смоченный в припойной кислоте). При подаче тока изделие очищается от оксидной пленки. Только после его снятия металл погружают в гальваническую ванну и аналогичным образом оцинковывают.

Авто с оцинковкой отечественного производства

Если говорить об отечественном автопроме, то с оцинковкой кузова дело обстоит намного хуже. Раньше продукция АвтоВАЗа производилась из готовой стальной заготовки, поставляемой из-за рубежа. Действительно, некоторые экземпляры, возможно, собирались из оцинкованной стали, но точно не массово. Но даже без антикоррозийной обработки стоимость автомобилей из импортной стали была слишком высока, поэтому АвтоВАЗ перешел на местную сталь. Многие детали кузова оцинкованы, но используется холодная технология, обеспечивающая минимально возможную защиту. Также этот метод предполагает оцинковку отдельных деталей, а не всего кузова, поэтому о полной защите речь не идет.

Некоторые узлы и детали проходят антикоррозионную обработку катафорезным методом без применения цинка. Найти точную информацию о наличии/отсутствии оцинкованного слоя на автомобилях отечественного производства довольно сложно. Что касается продукции АвтоВАЗа, то список моделей с оцинкованным кузовом выглядит следующим образом:

  • ВАЗ 2110 (оцинковано около 30% деталей);
  • Лада 4х4 — только катафорезная грунтовка, без оцинкованных поверхностей;
  • Kalina (первое поколение — 52%, второе — полная оцинковка, за исключением крыши, лонжеронов и капота);
  • Priora (29% с 2008 г., 100% с 2009 г);
  • Гранта (лифтбек — крылья и двери оцинкованные, седан — неоцинкованные);
  • Веста — полностью оцинкована, кроме днища/порогов (у седана еще не обработана крыша);
  • XRAY — полностью оцинкован, кроме крыши.

Читайте также: выбор прицепа для автомобиля

Лада рентген

Отметим, что до 1999 года оцинкованные кузовные детали вообще не использовались. И только с 2009 года большая часть выпускаемых моделей обрабатывается методом холодного цинкования. Частичное покрытие кузовных деталей применяется как на Ижевском, так и на Ульяновском автомобильном заводе. К сожалению, в целях удешевления производства используется технология холодного цинкования, которая не обеспечивает должной защиты металла. После повреждения краски в таких местах, если не принять срочных мер, довольно быстро начинается процесс окисления.

Как оцинковать деталь автомобиля

Холодное цинкование кузовной детали – очень ответственный процесс, поэтому отнеситесь к нему очень серьезно.

  • Подготовка к работе. Тщательно обработайте деталь своими руками: удалите следы ржавчины и удалите старую краску. Помните, что при обработке необходимо использовать мягкие смывки для краски – агрессивные составы могут легко испортить кузовную деталь. Если пришлось использовать агрессивное средство, то после очистки обработайте поверхность детали водным раствором соды. Помните, что чем лучше вы приготовите жидкий цинк, тем дольше продержится покрытие. Обязательно осторожно перемешайте жидкий цинк. Если этого не сделать, то раствор не будет однородным, и поверхность будет небрежно покрыта.

Подготовка элементов кузова к оцинковке

  • Оцинкованная часть. Аккуратно нанесите средство на часть кузова автомобиля. Для достижения наилучших результатов температура в помещении должна быть от 5 до 40 градусов Цельсия. Своими руками эффективнее обрабатывать деталь в два слоя. При этом второе нанесение производится через тридцать минут после нанесения первого слоя; цинк необходимо высушить и зафиксировать на частях тела.
  • Заключительный этап. Чтобы оцинковка прослужила несколько лет, не забывайте тщательно закреплять вещество. Подождите двадцать четыре часа после нанесения последнего слоя и используйте верхний слой. Ожидание полного вымывания остатков растворителя занимает много времени. Помните, что обработанная часть кузова автомобиля не должна подвергаться никаким механическим воздействиям. Разумеется, после процедуры необходимо проветрить помещение.

Как узнать, проходил ли автомобиль антикоррозийную процедуру обработки цинком

Информацию об этом можно найти в технической документации на автомобиль. Если в бумагах не удалось найти слово «цинк», то кузов практически не защищен от коррозии.

Чтобы определить наличие оцинковки кузова без документов, придется потратить немало денег. В частности, запрашивая услугу в специализированном центре или полагаясь на информацию, предоставленную в Интернете.

О частичной защите или ее полном отсутствии также можно судить по стоимости автомобиля. Бюджетные модели редко бывают оцинкованными, особенно в одном из качественных видов. Их просто обрабатывают недорогими красками и материалами. К таким автомобилям относятся азиатские автомобили эконом-класса.

В чём заблуждаются якобы эксперты

Хуже всего то, что информационные «перлы», не имеющие ничего общего с реальностью, сродни плоду больного воображения, регулярно появляются не только среди блогеров, но и на страницах весьма уважаемых автомобильных изданий. Если обобщить содержание статей о «гальванизации» тел, то все они сводятся к одной крамольной цитате …

«Есть 4 способа оцинковки кузова. Здесь они расположены в порядке возрастания их эффективности:

  • Холодное цинкование;
  • Металлический цинк;
  • Гальванический метод нанесения цинка;
  • Горячее цинкование.»

Уже само это перечисление вызывает серьезные вопросы к профессионализму, компетентности и уровню знаний авторов! О «горячем цинковании», упоминание о котором в автомобильном контексте — полная ерунда, мы поговорим подробнее в отдельной главе.

Гальваническое цинкование – реальность и выдумки

Якобы «холодное цинкование», «металлический цинк» и «метод нанесения гальванического цинка» — это всего лишь три описания одного и того же процесса: фосфатирование с последующим нанесением на поверхность кузова защитной цинксодержащей грунтовки методом электрофореза.

Настоящие различия видов этого метода касаются только нюансов: проводится пассивация или нет, как проводится фосфатирование — химическое или электрохимическое, каков состав ингредиентов в растворе первичного электролита. Конечно, в первую очередь все зависит от качества, соблюдения технологической культуры. Но все это на совести автопроизводителя. Остальное не сильно отличается и не зависит от поставщиков технологий и химикатов.

Второе упорно циркулирующее заблуждение касается некоторых «видов цинкования», из которых почти повсеместно выделяют два:

  • «полная оцинковка», когда все кузовные элементы внутри и снаружи покрыты цинком;
  • «частичная оцинковка», когда цинком покрываются только наиболее подверженные коррозии и ударо-абразивные участки кузова, как правило, «по пояс».

Дело в том, что нет смысла фосфатировать и/или покрывать кузов цинксодержащим грунтом «по пояс» или «по потолок»; в любом случае корпус придется обрабатывать ВСЁ: полностью, или не совсем. Технология такова, что тело в ваннах для электрофореза необходимо постоянно встряхивать и переворачивать, а электролит непрерывно перемешивать.

Нужно даже погружать тело в ванну в положении, близком к вертикальному, сверху вниз и с определенной скоростью. Если корпус банально «бросить» в ванну и транспортировать через электролит в полупогруженном состоянии, то после снятия и высушивания вся его поверхность будет изрешечена дефектами, грунт будет неровным, а толщина слоя будет быть незначительным будет крайне неравномерным. Устранение брака потребует большого объема ручного труда при отрицательном наличии «человеческого фактора», а значит, неизбежно огромных финансовых потерь. Технология обработки всего тела целиком, с его полным погружением в ванну абсолютно лишена всех этих проблем.

Итак, мы установили, что сегодня, как и прежде, в мировом автомобилестроении используется только один способ цинкования кузова: нанесение на него в ванне электрофореза тонкого антикоррозионного слоя цинксодержащих веществ путем электроосаждения на поверхность организм из электролита, где эти вещества содержатся в виде коллоидного раствора.

Пришло время развенчать самый чудовищный, но постоянно циркулирующий в сознании автомобильной публики миф о «горячей оцинковке».

«Горячая оцинковка» – плод больного воображения

Так называемое «горячее цинкование» в кузовостроении легковых автомобилей не применяется, не применялось никогда и (не дай бог) не будет применяться в будущем! Выделю особо: «горячее цинкование» НИКОГДА не применялось и НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ! И вот почему …

Ажурная конструкция кузова Peugeot 2008 I

При температуре 500°C прецизионно термообработанные кузовные панели.. моментально «отпускают», а сверх- и сверхпрочные стали тут же превращаются в «шпаклевку». Это должно быть понятно всякому, кто забивал гвоздь в огонь и видел, что с ним после этого происходит… При 500 °С пробитое тело будет испытывать термические перегрузки и деформации настолько большие, что в прямом смысле рвутся по швам! Даже если не сломается, то скрутится хуже, чем Квазимода из собора Парижской Богоматери, и не распрямится эта мятая фольга!

Понизить температуру? Это не сработает! Температура плавления цинка 420°С.

Металл сначала оцинковать, штамповать, а потом сваривать? Тоже не получится! Наиболее широко используемой технологией сварки кузова является точечная сварка. Две детали тесно соединяются друг с другом, сжимаются в нужном месте «пинцетом» с электродами, на которые наносится короткий, но мощный электрический удар. Происходит локальный нагрев до 1000-1200°С, и в этой точке происходит сварка стали.

Следующая точка, еще точка, еще… А теперь представьте, что вместо этого локального нагрева до 1000-1200 °С (температура плавления стали) появляется цинк с его «нелепой» температурой плавления 420 °С. Это неизбежно приведет к образованию шлаков, каверн, пригаров, которые лишь впоследствии, после покраски и эксплуатации, станут мощным источником коррозии, в т.ч и межкристаллитной, т е внутренней, без внешнего воздействия.

Таким образом, мы не только никак не защитим кузов цинком, а, наоборот, создадим большое количество очагов для появления неконтролируемой, скрытой коррозии. После воздействия вибраций места сварки начнут трескаться и лопаться, а через некоторое время кузов рассыплется по швам.

Кстати, современные технологии, особенно концерна PSA Peugeot Citroen Group, успешно решили эту проблему. Перед соединением поверхностей стальных деталей, покрытых тонким слоем цинка, для последующей точечной сварки на их противоположные внутренние поверхности наносится специальный консервирующий флюс, препятствующий выгоранию цинка и способствующий его мгновенному растворению в литом стальном горне без образования шлаков и дефектов. Флюс, находящийся вокруг места пайки и не участвующий в реакции, теперь играет роль клея, который после быстрой полимеризации не только герметизирует стык деталей, защищая место пайки изнутри, но и способствует дальнейшему увеличению в жесткости конструкции.

Но вернемся к «горячему цинкованию»

Энергия! Подсчитайте: какое чудовищное количество энергии необходимо подвести к «ванне с расплавленным цинком» объемом более 150 м3! Кроме того, весь этот объем необходимо постоянно поддерживать при температуре не ниже 500°С, постоянно добавляя и расплавляя новые гранулы цинка! А если автомобиль выпускается тиражом 500 000 автомобилей в год?

Это 41 670 автомобилей в месяц, 1389 в день и 58 автомобилей в час! Это значит, что в ванну с расплавленным цинком нужно окунать 1 тело в минуту (на весь день без праздников и выходных!)!… При этом должна быть какая-нибудь атомная или гидроэлектростанция » калибр» Днепроге рядом с автозаводом!

Нить! В любом корпусе, каким бы высокотехнологичным он ни был, всегда найдется множество различных резьбовых отверстий! Самый тонкий слой цинка, который можно получить при «горячем цинковании», составляет 0,1 мм! Не микроны, а десятые доли миллиметра! Вы не можете сделать более тонкий слой с этим методом. Если нарезать резьбу перед оцинковкой, предварительно нанеся на ее витки слой 0,1 мм, то даже если она М16, то вряд ли получится вкрутить в это отверстие болт, не говоря уже о резьбах меньшего диаметра. Если вы нарежете резьбу после цинкования, вы упустите весь смысл: после того, как метчик выйдет из отверстия, на поверхности витков останется «голый металл», открытый для коррозии и незащищенный.

Экология! В данном случае я говорю не о Грете Тунберг, а о настоящей экологии. Цинк после его расплавления, тем более, что его температура была доведена до 500-800°С, начинает активно окисляться и вступает в реакцию со всем «под рукой», в результате получается большое количество вредных шлаков, которых больше и быть не может переработанные, ядовитые газы и пары… Куда все это девать? Газы — в атмосферу, а шлак — на улицу? При «скорострельности» 1 тело в минуту вокруг растения через год будут подниматься огромные кучи зловонного мусора, отравляющие все вокруг миазмами. «Здесь птицы не поют, деревья не растут» (С) станет страшной реальностью.

Горячее цинкование применяется при изготовлении фонарных столбов, водопроводных труб, заборов, элементов мостов и подобных изделий, где не требуется высокой точности и деталью являются кузовные работы. В автомобилестроении этим методом очень редко (!) оцинковывают какие-либо опоры грузовых автомобилей, их рамы, проставки и т.п.

На сегодняшний день лучшей, единственной и хорошо зарекомендовавшей себя технологией «оцинковки» является технология электроосаждения на металлическую поверхность кузова перед покраской.

  • Уважение к окружающей среде: почти стопроцентное, потому что не образуются шлаки и вредные выбросы.
  • Энергозатраты минимальны и необходимы только для поддержания необходимой разности потенциалов тела и ванны.
  • Слой цинкосодержащего покрытия тонкий, около 10 микрон, поэтому не затрагивает даже самые мелкие нити корпуса.
  • Покрытие обладает высокой прочностью, так как микрочастицы проникают в поверхность кузовных панелей на молекулярном уровне.
  • Все полностью «оцинковано», вплоть до самых деликатных закоулков кузова.
  • Чтобы исключить брак из-за неизбежных пузырей, корпус во время нахождения в ванне переворачивают, а электролит постоянно перемешивают.
  • Сушка свежеоцинкованного кузова производится точно так же, как и сушка после покраски: потоком стерильного воздуха под инфракрасными лампами.
  • Тело априори не может испытывать никакого нагрева и, следовательно, внутренних температурных деформаций и связанных с ними напряжений.

Оставим на потом и по вашему желанию описание новых, передовых, но экзотических технологий, которые недавно вошли в обиход в автомобилестроении (в том числе Peugeot, Citroen и вся продукция Stellantis), но за которыми будущее: склейка, прокатка, плазма опрыскивание и др.

Окончательная проверка качества окраски и сборки кузова

Приготовление раствора для цинкования

Цинкование кузова автомобиля такими методами начинается с приготовления цинкосодержащего раствора. Для этого вам понадобится серная кислота и чистый цинк. Все это можно купить на автомобильном рынке или в радиолюбительских магазинах. Также вам понадобится источник питания — подойдет обычный автомобильный аккумулятор или зарядное устройство. Вам также понадобится кислотостойкий контейнер подходящего размера.

Для приготовления цинкосодержащего раствора нужно положить в подготовленную емкость кусочек цинка из расчета около 400 г металла на 1 л. Затем кислоту вливают в емкость небольшими дозами. При этом необходимо соблюдать технику безопасности: обязательно защищать глаза, органы дыхания и руки.

Когда цинк растворится, нужно будет убедиться, что кислота прореагировала полностью, для чего в полученный раствор нужно добавить еще кусочек цинка.

Если реакции с выделением пузырьков нет, то раствор можно считать готовым к применению. Полученный состав можно использовать как для гальванического способа цинкования своими руками, так и для холодного. Как это сделать кратко описано ниже.

Плюсы и минусы способов цинкования

Каждый из описанных способов нанесения цинковой защиты имеет свои плюсы и минусы.

  • Горячее цинкование погружением обеспечивает превосходную защиту, но невозможно добиться равномерного покрытия. Так же и цвет покрытия серый и матовый. Видны кристаллы цинка.
  • Метод гальванической обработки защищает чуть хуже, но зато деталь яркая и равномерная. С экономической точки зрения это тоже выгодно.
  • Преимущество метода холодной обработки только экономическое, но это хорошо только для производителей, хотя и позволяет удешевить автомобиль.

Насколько выгодна оцинковка

Да, разница в цене между оцинкованным и неоцинкованным кузовом будет значительной. Оцинкованные модели всегда намного дороже. А когда берешь машину в автокредит, каждая тысяча рублей имеет значение.

Однако следует понимать, что экономия на этом этапе начнет ощущаться уже в первые несколько месяцев владения новым автомобилем. Небольшая царапина, прилетел скол от камешка, и у вас есть очаг коррозии, готовый к работе. Постоянно обрабатывать и окрашивать такие очаги – пустая трата времени, денег и нервов. Только помните, что за покраску (!) одного (!) элемента в мастерских берут от 5000 руб.

Если вы хотите, чтобы ваш автомобиль прослужил вам более 5 лет и при этом сохранил свою внешнюю презентабельность, не пренебрегайте оцинковкой. Лучше один раз переплатить, чем мучиться все эти годы.

Вот только оцинкованная оцинковка воюет, и это надо понимать.

Профилактика коррозийного налёта

Кузов автомобиля является не только самой дорогой, но и самой важной частью автомобиля с точки зрения прочности материалов (сопротивления материалов). При движении по обычной дороге (не говоря уже о бездорожье и авариях) ему приходится испытывать большое количество самых разнообразных деформаций, подвергаться вибрациям и гасить их, рассеивать энергию и т.д.и т.п. Поэтому любое утоньшение, отверстие или ослабление любого из его элементов является потенциальным концентратором напряжений и источником проблем. В ржавом, «гнилом» кузове появляется дырка или место, где он однажды сломается, сломается и. ну если это произойдет где-нибудь «в чистом поле», а не в скоростном ДТП …

Электрохимический ряд элементов (школьный курс химии):

Li→Rb→K→Ba→Sr→Ca→Na→Mg→Al→Mn→Cr→Zn→Fe→Cd→Co→Ni→Sn→Pb→H→Sb→Bi→Cu→Hg→Ag→Pd→ Pt→Au

Найдем в нем Железо (Fe). А теперь посмотрите: более активные, чем железо, металлы расположены слева, менее активные – справа.

Если мы покроем лист железа цинком (Zn) или цинксодержащими веществами (далее просто «Цинк»), то этот слой будет препятствовать проникновению кислорода в железо, его окислению и окислению. Если слой цинка поврежден, поврежденный участок при непосредственном контакте железа с воздухом неизбежно начнет окисляться кислородом.

Если слой железа покрыт оловом (Sn) или медью (Cu), которые менее активны, чем Fe и расположены справа, то при повреждении слоя железо начнет активно окисляться, олово или Медь останутся целыми, но железо под ним быстро заржавеет»! Поэтому кузова автомобилей никогда не лудились (т.е покрывались оловом) и не плакировались медью!

Цинк, как наиболее активный металл, «берет на себя» всю «химико-окислительную нагрузку». Если железо покрыто цинком, то при повреждении его слоя лист будет ржаветь не в глубину, а в ширину! Поэтому слой цинка исключает появление сквозных отверстий в корпусе. Окисление (окисление) произойдет в любом случае! Однако центр оксида будет направлен не внутрь изделия, а вдоль его поверхности.

Краска повреждена, но металл цел

Пример 1

Взгляните на пороги на подержанных японских автомобилях — вроде все нормально, но при ближайшем рассмотрении мы увидим небольшие сквозные отверстия. Увы, кузова даже знаменитых «японцев», а вместе с ними, увы, и «корейцев», если вовремя не устранить повреждения их краски, могут полностью сгнить в московскую зимнюю пору («благодаря» едким антифризные реагенты)

Пример #2

Взгляните на кузова самых старых Пежо и Ситроенов, какие только можно найти: на них могут быть круглые «язвы» с отлетевшей краской, посреди этих «язв» даже можно разглядеть коричневые осколки (да-да, это коррозионное покрытие), но.. в корпусе не будет ни одной сквозной дырки! Конечно, если дело совсем запущенное или ремонт производился варварскими методами (нагрев порогов паяльной лампой и вытаскивание вмятин от «антенн»), дырки возможны, но для этого на машине придется ездить по московским «коктейлям» несколько лет без мойки и покраски ремонта, что бывает только у самых нерадивых владельцев!

Историческая справка: В 1975 году на свет появились первые два автомобиля в мире, получившие полностью оцинкованные кузова: это были Peugeot 604 и Porsche 924. В разработке технологии участвовала немецкая химическая компания BASF. С тех пор все Peugeot и Porsche стали «нержавейками».

Фрагмент рекламного проспекта Peugeot 604 с описанием процесса антикоррозийной обработки кузова

Поэтому если на поверхности автомобиля с оцинкованным кузовом появляются повреждения «в металле», то через некоторое время в центре повреждения неизбежно появится ржавчина. Вы не можете избежать этого. Цинковое покрытие дает вам гораздо больше времени для устранения этого повреждения, чем если бы этого покрытия не было. В любом случае снимать порчу нужно и чем раньше, тем лучше!

И не слушайте рассказы всяких «гаражных сказочников», которые говорят, что на такой-то машине ездил с глубокой царапиной 5-10 лет и даже намека на ржавчину не было… Это миф! Такой хозяин бомж, грязный и чухан — ведь если руку порежет, сразу побежит мазать ее зеленкой или пластырем заклеивать. а машина этого сделать не сможет самостоятельно!

Коррозия кузова японского кроссовера за 10 лет

Как узнать, оцинкован кузов автомобиля или нет?

Если вы хотите узнать, обработан ли кузов цинком или нет, первое, что нужно сделать, это ознакомиться с технической документацией автомобиля. Если слово «цинк» не было замечено, то защиты от коррозии нет. Хотя большинство автопроизводителей используют оцинковку, вопрос только в способе и площади обработки. Например, на Lada Priora до 2008 года оцинковано было только 28% кузова, на ВАЗ 2110 было покрыто только 30% кузова. И это при холодном способе обработки. Китайские производители часто экономят на обработке цинка.

Кроме того, вы можете поискать в Интернете информацию на авторитетных ресурсах. Вы можете найти множество таблиц. Вы можете увидеть один из них в конце этой статьи.

Если вы увидели словосочетание «полная оцинковка», то это говорит о гальваническом или горячем способе обработки всего кузова. Такой фундамент прослужит долгие годы без коррозии.

Некоторые популярные модели с оцинкованным кузовом

Как уже было сказано, полная оцинковка также используется во многих недорогих моделях. Далее мы познакомим вас с некоторыми моделями автомобилей с антикоррозийным покрытием, которые пользуются большой популярностью в России и за рубежом.

  • Рено Логан. Кузов этого популярного бренда хорошо противостоит коррозии. С 2008 года полностью оцинкован.
  • Шевроле Лачетти. Экономичный автомобиль, но с полностью антикоррозийным покрытием. Применялась гальваническая обработка.
  • Ауди А6 (С5). Даже 20-летние автомобили этого класса хорошо выглядят не в последнюю очередь благодаря полной оцинковке. То же самое можно сказать обо всех автомобилях Audi. Этот производитель использует горячее цинкование.
  • Ford Focus. Настоящий народный автомобиль с хорошей защитой от коррозии. Все кузова этой линейки обрабатывались горячим способом.
  • Мицубиси Лансер. Крепкий и надежный автомобиль, который любят в России и за рубежом. Не ржавеет благодаря цинковому покрытию толщиной 9-15 микрон.

Авто с гальванической оцинковкой

Основным преимуществом этой технологии перед методами термической обработки является меньшая стоимость, поэтому этот метод получил широкое распространение, а перечень марок автомобилей с оцинкованными кузовами намного шире. Чаще всего он используется японскими и североамериканскими производителями автомобилей, хотя встречается и в Старом Свете. Отметим, что из-за меньшей эффективности такого покрытия некоторые европейские бренды (речь идет о таких гигантах, как BMW и Mercedes) усиленно работают над совершенствованием гальванического метода цинкования, применяя следующие приемы для повышения антикоррозионных характеристик своих легковые автомобили:

  • для изготовления кузовных деталей используется только высоколегированная сталь, которая отличается минимальным содержанием примесей;
  • обеспечить достаточно толстый слой цинка (в пределах 9-15 мкм);
  • металлическую поверхность обрабатывают толстым слоем грунтовки и окрашивают поверх цинка, используя улучшенные адгезионные свойства оцинкованных поверхностей.

Если говорить о продукции японского автопрома, то качество гальванической оцинковки уступает европейской, так как местные автопроизводители стали применять оцинковку гораздо позже, чем их европейские коллеги. Наибольшего внимания заслуживают автомобили Тойота, так как сегодня они имеют достаточно толстый слой цинка на всех деталях, подверженных коррозии.

Мерседес w124

Теперь рассмотрим, какие кузова автомобилей оцинковываются по гальванической технологии:

  • Alfa Romeo (модели, сошедшие с конвейера после 1993 года);
  • Мерседес W124/W201;
  • АудиА4;
  • Лексус;
  • Мицубиси (Лансер 9);
  • Volkswagen (все модели с 2000 г);
  • Тойота (с 1991 г);
  • Skoda (модели Fabia/Octavia);
  • Honda (только модель Legend);
  • Пежо;
  • Рено (Спейс 3, Логан);
  • Крайслер (модель 300М).
Крайслер 300М

Таблица автомобилей с оцинкованным кузовом и методами обработки

Подробнее о способах оцинковки кузова популярных моделей автомобилей можно узнать в таблице ниже:

Модель автомобиляТип цинкования
Ауди 100 С3 1986, 1987, 1988Частично горячий (односторонний)
Audi 100 C4 1988-1994 (все модификации)
Ауди А1 8х 2010-2019Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди А5 8т 2007-2016 и 2 2016-2019
Ауди Оллроуд С5 2000Частично горячий (односторонний)
Ауди Оллроуд С5 2001-2005 ггПолностью горячий (двухсторонний)
Ауди Q3 8у 2011-2019
Audi R8 (все модификации)
Audi Rs-6 (все модификации)
Ауди С2Частично горячий (односторонний)
Ауди С6 С4 и С5
Ауди С6 С6 и С7Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди Тт 8нЧастично горячий (односторонний)
Ауди Тт 8j и 8sПолностью горячий (двухсторонний)
Ауди А2 8з 1999-2000Частично горячий (односторонний)
Ауди А2 8з 2001-2005Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди А6 (все модификации)
Ауди Кабриолет Б4Частично горячий (односторонний)
Ауди Q5Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди РС-3
Ауди РС-7
Ауди С3 8лЧастично горячий (односторонний)
Ауди С3 8вПолностью горячий (двухсторонний)
Ауди С7
Ауди 80 Б3 и Б4Частично горячий (односторонний)
Ауди А3 8л
Ауди А3 8п, 8па, 8вПолностью горячий (двухсторонний)
Ауди а7
Ауди купе 89Частично горячий (односторонний)
Ауди q7Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди РС-4, РС-5
Ауди Rs-Q3
Ауди С4 С4 и В5Частично горячий (односторонний)
Ауди С4 В6, В7 и В8Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди С8 Д2Частично горячий (односторонний)
Ауди С8 Д3, Д4Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди 90Частично горячий (односторонний)
Ауди а4Полностью горячий (двухсторонний)
Ауди а8
Ауди q8
Ауди Кваттро после 1986 гЧастично горячий (односторонний)
Ауди С1, С5, кв5Полностью горячий (двухсторонний)
BMW 1, 2, 3 E90 и F30, 4, 5 E60 и G30, 6 после 2003 г.в., 7 после 1998 г.в., M3 после 2000 г.в., M4, M5 после 1998 г.в., M6 после 2004 г.в., X1, X3, X5, X6, Z3 после 1998 г.в, Z4, М2, Х2, Х4Полная гальваника (две стороны)
БМВ 8, З1, З8Частичная гальваника (две стороны)
Chevrolet Astro после 1989 года, Cruze 1, Impala 7 и 8, Niva 2002-2008, Suburban Gmt400 и 800, Avalanche до рестайлингаЧастичная гальваника (две стороны)
Chevrolet Captiva, Cruze J300 и 3, Impala 9 и 10, Niva 2009-2019, Suburban Gmt900, Avalanche после рестайлингаПолная гальваника (две стороны)
Chevrolet Aveo, Epica, Lacetti, Orlando, Blazer 5, Cobalt, Evanda, Lanos, Camaro 5 и 6, Spark, Trail-blazerПолная гальваника (две стороны)
Шевроле Блейзер 4, Камаро 4
Шевроле Корвет С4 и С5Частично горячий (односторонний)
Шевроле Корвет С6 и С7Полностью горячий (двухсторонний)
Fiat 500, 600, Doblo, Ducato, Scudo, Siena после 2000 г.в., StiloЧастичная гальваника (две стороны)
Fiat Brava и Bravo до 1999 г., тип 1995 гУзловые соединения холодного цинкования
Форд Эксплорер, Фокус, Фиеста, Мустанг, Транзит после 2001 года, Фьюжн, КугаПолностью горячий (двухсторонний)
Форд Эскорт, Скорпион, СьерраЧастично горячий (односторонний)
Honda Accord, Civic, Cr-v, Fit, Stepwgn, Odyssey после 2005 гПолная гальваника (две стороны)
Hyundai Accent, Elantra, Getz, Grandeur, Santa-fe, Solaris, Sonata, Terracan, Tucson после 2005 г.вЧастичная простуда
Убегающий хендайУзловые соединения холодного цинкования
Инфинити Qx30, Q30, Q40Полная гальваника (две стороны)
Infiniti M-серии до 2006 годаЧастичная простуда
Jaguar F-type купе, родстерПолностью горячий (двухсторонний)
Jaguar S-type после 2007 г.в., Xe, E-paceПолная гальваника (две стороны)
Land Rover Defender, Freelander, Range-rover после 2007 г.в
Мазда 5, 6, Сх-7 после 2006 года, Сх-5, Сх-8
Mercedes-Benz A класс, C класс, E класс, Vito, микроавтобус Sprinter после 1998 г.в., B класс, M класс, X класс, Gls класс
Mitsubishi Galant, L200, Lancer, Montero, Pajero с 2000 г.в., Asx, Outlander
Nissan Almera с 2012 г., март, Navara, X-trail с 2007 г., Juke
Опель Астра, Корса, Вектра, Зафира с 2008 г.в
Porsche 911 с 1999 года, Cayenne, 918, Carrera-gtПолностью горячий (двухсторонний)
Порше 959Частичная гальваника (две стороны)
Рено Меган, Сценик, Дастер, КангуЧастично металлический цинк
Рено логотипПолная гальваника (две стороны)
Сиденье Альтеа, Альгамбра, Леон, Мии
Шкода Октавия с 1999, Фабия, Йети, Рапид
Toyota Camry с 2001 г.в., Corolla с 1991 г.в., Hilux и Land-Cruiser с 2000 г.в
Фольксваген Амарок, Гольф, Джетта, Тигуан, Поло, Туарег
Вольво С30, В40, В60, В70, В90, С90, Хс60Полностью горячий (двухсторонний)
Лада Калина, Приора, ВАЗ-2111, 2112, 2113, 2114, 2115 с 2009 года, Гранта, ЛаргусЧастичная простуда
Ваз-Ока, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 с 1999 г.вУзловые соединения холодного цинкования

Почему и всегда ли цинк защищает

Не всем известна причина, по которой оцинкованный металл не ржавеет. Скажем больше: цветной металл цинк (химический элемент Zn) имеет более низкую стойкость к окислению и коррозии, чем железо, которое он защищает. Цинк становится его защитником благодаря разности электрических потенциалов, существующих на поверхности кристаллических решеток.

Читайте также: Как снять сайлентблок с рычага своими руками

методы цинкования автомобилей


Методы цинкования

Этот эффект называется электрохимической коррозией и заключается в разрушении активного металла при контакте с менее активным, который получает дополнительные ионы и восстанавливается. Если на поверхности оцинкованного листа образуются железные повреждения, весь защитный слой может растаять, буквально как снег весной. Активный электрохимический процесс приводит к ускоренному окислению обоих металлов.

Поэтому, если оцинкованный кузов имеет серьезные механические повреждения, он сгниет гораздо быстрее, чем просто качественно окрашенный.

Источники
  • https://TechAutoPort.ru/nesuschaya-sistema/pokrytie-kuzova/otsinkovka.html
  • https://sentraclub.ru/ocinkovka-kuzova-kakie-avtomobili-luchshe-zashhishheny-ot-korrozii.html
  • https://instanko.ru/ruchnoj/cinkovanie-kuzova.html
  • https://SdelaySam-SvoimiRukami.ru/5927-kak-v-garazhe-ocinkovat-metall-avtomobilja.html
  • https://kraska.guru/specmaterialy/korroziya/ocinkovka-kuzova.html
  • https://DriverTip.ru/tovary/luchshie-avtomobili-s-otsinkovannym-kuzovom.html
  • https://metrologiya-kazan.ru/materialy/cink-dlya-avtomobilya.html
  • https://SwapMotor.ru/polezno-znat/ocinkovannyy-kuzov-avtomobilya.html
  • https://car-fanatic.ru/ocinkovka-mify-i-realnost/
  • https://CARHack.ru/kakaya-oczinkovka-kuzova-luchshe/
  • https://sdelairukami.ru/samyj-prostoj-i-effektivnyj-metod-tsinkovaniya-avtomobilya/

Оцените статью
Колесо ТОП